Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

У каждого из нас есть определенное понятие о темпераменте. Знаем, но обычно как? Вроде что-то знаем, но чаще на уровне анекдотов, способных привлечь внимание. Наш профессор, рассказывал "зеленым" студентам об этой стороне врожденной составляющей человеческой природы, которая способствует адекватной адаптации, следующую историю.

История о проявлениях темперамента

"Темперамент ярче всего проявляется в критических ситуациях. Например, в одной деревне загорелся дом. Кто прибежит первым? Конечно, сангвиник. Он схватит ведро и будет помогать хозяевам заливать огонь. И за это ему дадут медаль.

Следующим придет, как вы думаете, кто?

Верно, холерик. Он не будет заливать водой огонь. Но! Холерик организует подвоз воды, сбор вёдер, багров и топоров, расставит людей в цепочку, чтобы они не мешали друг другу. Словом, будет руководить всей этой кампанией борьбы с огненной стихией. И за это холерику дадут орден.

Самым последним придет флегматик. Скорее всего, на месте дома уже будут одни головёшки. Но флегматик – это тот человек, который возьмет топор и будет медленно и методично вместе с хозяином рубить новый дом, когда все остальные про погорельца забудут.

Вопрос студентов: а что будут делать люди меланхолического темперамента?

Ответ профессора: меланхолического темперамента нет. Не выжил он в процессе естественного отбора. Меланхоликом обычно считается доведенный до крайности, невротизированный флегматик".

Обычно в психологии ссылаются на 4 темперамента. Но не все исследователи с этим согласны. Например, В. И. Гарбузов (1977) выделяет всего три, объясняя такую позицию тем, что меланхолик не смог бы выжить в процессе эволюции и вымер на самых ранних ее этапах.

Школа и смешение темпераментов

Еще один момент надо иметь в виду, когда речь идет о типах темперамента. В полном и чистом виде они редко встречаются в жизни. В большинстве же людей представляется смешение 2-3 или даже всех 4 темпераментов, хотя бы и с преобладанием одного.

И нечего жалеть об этом. Когда счастливо сочетаются черты различных темпераментов, то это представляется самым желательным для образования хорошего характера. Человеку не только лучше живется, но и легче быть полезным для общества, если в нем проявляются, смотря по обстоятельствам, то веселый энтузиазм и бодрость сангвиника, то упорная настойчивость холерика, то суховатая и сдержанная осторожность меланхолика, то хладнокровное спокойствие флегматика.

Обыкновенно в людях уже в детском возрасте замечается смешанные темпераменты, проявляются черты двух или трех из них. На помощь природе приходит жизнь, с ее случайными влияниями, а так же воспитание, как система целесообразных впечатлений и влияний, благоприятствующих усилению и развитию одних, устранению или смягчению других черт, инстинктов и наклонностей.

Школа, ее жизнь и обучение — это самая благоприятная среда для формирования желательных смешанных темпераментов. В начальной школе дети чувствуют и должны чувствовать себя настолько свободными, что врожденные черты их темпераментов, со всеми воздействиями домашней жизни, все их индивидуальные особенности обнаруживаются с достаточной ясностью для наблюдательного педагога.

Поэтому такой учитель составляет более или менее отчетливое представление о каждом из его учеников, а это очень важно для установления правильных отношений, для выбора целесообразных воздействий в каждом отдельном случае. Но и помимо активного непосредственного влияния учителя, школа сама по себе содержит влияния благоприятные для того, чтобы

  1. смягчить резкие, угловатые и нежелательные проявления того или иного темперамента,
  2. образовать смешанные темпераменты, соответствующие условиям и потребностям общественной жизни.

Ведь школа (а еще раньше детский сад) сама представляет сообщество взрослых и детей, собранных для известной цели, общей для всех.

Способность приспосабливаться к внешним условиям в высшей степени свойственна человеческой природе вообще, а детской особенно. Работая в обществе себе подобных, дети школы сами собой, без всякого насилия, рано начинают чувствовать, что нельзя каждому делать все, что хочется. Они легко замечают, что некоторые из их склонностей неприятны для сверстников, другие делают их посмешищем в глазах всего класса, да и вообще не слишком удобны для жизни среди других людей.

Дети, сначала инстинктивно, потом сознательно, а потом прямо в силу привычки, постепенно усваивают склонности, более удобные и для себя самого, и для класса в целом. Они усваивают общее настроение класса, исходящее

  1. от личности учителя, с его живыми примерами,
  2. от установленных в школе общих порядков.

При этом резкие черты темпераментов стушевываются или заменяются иными, так что желанное возникновение смешанных темпераментов совершается без насилия, так сказать, само собой.

Школа (да и детский сад) как сообщество, кроме грамоты, математики и других учебных предметов, с детских лет учит одной очень важной науке, которой трудно учиться вне ее, а именно — жить с людьми, подчиняя свои личные интересы общим. В ней все способствует пониманию и усвоению этой науки:

  1. и общее обучение, при котором учитель имеет дело не с отдельными учениками, а с классом, в котором каждый должен учиться так, чтобы не мешать другим и не отставать от других,
  2. и школьные порядки, которые устанавливают известные отношения между учителем и учениками, учеников между собой, каждого отдельного ученика к классу,
  3. и общие игры, которыми дети занимаются во время перемен между уроками,
  4. и общее чтение, производящее различные впечатления на отдельных детей, которые не могут ни скрывать, ни сдерживать своих впечатлений.

При этом крайности заметно уравновешиваются:

  1. заразительный смех сангвиника вносит некоторую ясность и более светлый оттенок в мрачное настроение меланхолика,
  2. глубокая и яркая впечатлительность холерика увлекает апатичного флегматика.
  3. И, наоборот, — серьезность и замкнутость меланхолика умеряет шумную веселость и смешливость сангвиника,
  4. спокойствие и хладнокровие флегматика сдерживает энергетические и резкие порывы холерического темперамента.

Общественный характер школы и школьного обучения — великая воспитывающая сила, и ею нужно пользоваться в интересах желательного направления волевых явлений маленьких учеников, подготавливая их к этой жизни, когда они станут полноправными членами общества.

Школа, как бы мы ее не критиковали, готовит детей не для одиночной жизни на необитаемом острове, а для жизни общественной.

 
Комментарии   
Galina
0 #3 Galina 07.11.2013 19:47
Вы правы, чистых темпераментов нет. Но один доминирующий просматривается всегда. Особенно ярко флегматический.
Цитировать
Алина
0 #2 Алина 07.11.2013 12:26
Люблю все что связано с развитием и пониманием личности:) Мне кажется, что чистых темпераментов нет, все равно кто-то подмешан.
Цитировать
Vasiliy
0 #1 Vasiliy 06.11.2013 18:09
Интересная тема темпераменты, мне кажется они у всех, в той или иной мере смешанные. Было познавательно, спасибо большое за статью
Цитировать
Добавить комментарий