Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

osobyiy-rebyonok  Система упрощенного текста – это способ составления текстов таким образом, чтобы даже ребенок со слабым интеллектом (особый ребенок) мог понять, о чем идет речь.

Содержание

  1. Излагайте кратко
  2. Используйте простые слова
  3. Обходитесь без образов
  4. Пишите конкретно
  5. Повторяйте слова
  6. Не используйте ненужные цифры
  7. Пишите в активной форме
  8. Пишите рядами
  9. Рассказы для особых детей

Дело в том, что люди с нарушениями развития не могут получить информацию, потому что рассказ для них настолько сложен своими двусмысленными словами, ссылками, сравнениями, метафорами и прочим, что они, даже умея читать, не понимают смысла.

Обычно когда мы читаем рассказ, то дополняем его, основываясь на наших знаниях. Люди со слабым интеллектом, и особые дети в том числе, имеют очень ограниченные представления о мире, поэтому текст должен строиться таким образом, чтобы читатель нуждался как можно меньше в заранее полученных знаниях. Тогда особый ребёнок сможет читать с удовольствием.

Правила составления упрощенного текста

Излагайте кратко

  1. у Вас есть, что сказать,
  2. скажите это,
  3. больше ничего не говорите.

Ученики со слабым интеллектом не могут выделить самую важную информацию, поэтому надо вычеркнуть все лишние детали и описания.

Используйте простые слова

Многие сложные слова можно заменить простыми синонимами. Если же приходится сложные слова использовать, то их надо объяснить. «У него была проказа. Болезнь испортила кожу его лица». Так написано в Новом Завете, переписанном по системе упрощенного текста.

Обходитесь без образов

Везде используются образы и метафоры. Но особые дети, да и вообще читатели со слабым интеллектом, воспринимают их буквально. Например, «борьба за мир» воспринимается, как будто кто-то кого-то бьет кулаками. Необходимо все описывать очень конкретно. Тогда читать будет понятно.

Будьте внимательны

Некоторые образы и метафоры используются так давно, что никто уже не задумывается возможности двусмысленного восприятия выражений. «Иванов – большой художник». Если читать это выражение конкретно, человек со слабым интеллектом решит, что художник был очень высокого роста, а не то, что он был известным художником. Тщательно продумывайте использование слов. Размышляйте, что это слово может обозначать, если толковать его конкретно, как это делают наши подопечные.

Пишите конкретно

Излагать конкретно часто означает, что надо знать больше, чем, если пишешь абстрактными выражениями. «Бандиты вооружены» – какое у них было оружие? Нам приходится гадать, что именно у них с собой было, так как слово «вооружены» мало что нам говорит.

Повторяйте слова

«Петр Кузнецов идет по лесной тропинке. Вдруг на него нападает лиса. Лиса кусает его за ногу. Петр Кузнецов поднимает с земли палку и прогоняет лису». В этом рассказе можно было бы несколько раз заменить слово лиса словом «ее» или добавить описания «рыжая лиса», «хитрая лиса». Но тогда рассказ стал бы сложнее, и сложнее было бы читать проблемному ученику. Именно повторение слов помогает понять изложенную историю, и особому ребенку не приходится догадываться, что разные описания и слова на самом деле подразумевают одно и то же.

Не используйте ненужные цифры

Например, в газетах часто читаем: «На демонстрацию вышло почти 10000 человек». Мы можем толковать эти цифры при помощи наших знаний об окружающем мире. Ученик со слабым интеллектом не знает контекста, необходимого для правильного понимания данной информации. Часто ему сложно воспринять многозначные числа. Если необходимо  включить числа, то это должно быть конкретное число затем дополненное словами «больше, меньше много, мало, лучше» и т. д.

«Члены футбольного клуба пришли на совещание.

Пришло 145 человек.

Это очень много.

Не хватило стульев.

На предыдущее совещание пришло всего 70 человек»

Пишите в активной форме

Сообщайте, кто что делает, а не что сделано кем. «Педагогам повысили зарплату» замените на «Правительство выделило больше денег педагогам». Пассивная форма делает текст более сложным и абстрактным.

Избегайте использования придаточных предложений. Лучше разделить предложение на несколько коротких.

Пишите рядами

Доступный проблемному ученику текст должен выглядеть следующим образом.

Пример рассказа

Многие читатели не воспринимают точки и запятые.

Читатели продолжают читать без перерыва.

Поэтому упрощенный текст пишется следующим образом,

с неровным правым маргиналом.

Всегда начинают с нового ряда после точки,

и длинные предложения делятся в естественном месте.

Между каждым абзацем пустой ряд.

Это помогает читателям почувствовать ритм чтения

и держать паузу в правильном месте.

К тому же страница выглядит менее компактной.

Это помогает тем, кто не привык читать.

Рассказы для особых детей

Мне пришлось обучать чтению мальчика с аутизмом. Мы составили короткие рассказики по изложенной схеме. Примеры ниже. Рассказы отражают занятия по социализации. На тот момент отрабатывалась тема "Посещение магазина". Если вашему ученику трудно читать длинные слова, делите их на слоги. Мы делали это дугами под словом, не разделяя само слово на части. 

Покупки

Мама пошла в магазин.

Мама купила сахар, хлеб и картошку.

Мама положила покупки в сумку.

Маме тяжело нести сумку.

Саша, помоги маме.

Саша нёс сумку.

Магазин

Это магазин.

Магазин большой.

В магазине продают продукты.

В магазине работают продавцы.

Саша купил конфеты.

Саша заплатил деньги за конфеты.

Пишите аккуратно

Используйте обычный размер букв, 12-14 пунктов. Большие буквы особому ребёнку сложнее читать. Расстояние между рядами должно быть 1,5 или 2. Используйте обычные шрифты, их легче всего читать. Не применяйте подчеркнутые, выделенные буквы или наклон. Сочетания букв "т. д., пр." – тоже сложно понять, если не знаешь, что это сокращения. Избегайте сокращений, напишите слова целиком.

Особый ребёнок должен учиться читать. Это расширит его кругозор, что полезно для адаптации в мире.

<>

Разработка расширений Joomla

Комментарии  

0 # Ольга 28.05.2011 20:17
Галина, огромное спасибо за Ваш сайт! Он очень полезен для родителей особых детей. Ведь такие детишки достойны лучшего! И любить, и воспитывать, и обучать этих малышей надо наравне с обычными ребятами. Желаю Вам успехов в ваших начинаниях! :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий