Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

osobyiy-rebyonok.gif  Система упрощенного текста – это способ составления текстов таким образом, чтобы даже ребенок со слабым интеллектом (особый ребенок) мог понять, о чем идет речь.

Дело в том, что люди с нарушениями развития не могут получить информацию, потому что текст для них настолько сложен своими двусмысленными словами, ссылками, сравнениями, метафорами и прочим, что они, даже умея читать, не понимают смысла.

Обычно когда мы читаем текст, то дополняем его, основываясь на наших знаниях. Люди со слабым интеллектом, и особые дети в том числе, имеют очень ограниченные представления о мире, поэтому текст должен строиться таким образом, чтобы читатель нуждался как можно меньше в заранее полученных знаниях.

Правила составления упрощенного текста

Пишите кратко:

  1. у Вас есть, что сказать,
  2. скажите это,
  3. больше ничего не говорите.

Дети со слабым интеллектом не могут выделить самую важную информацию, поэтому надо вычеркнуть все лишние детали и описания.

Используйте простые слова

Многие сложные слова можно заменить простыми синонимами. Если же приходится сложные слова использовать, то их надо объяснить. «У него была проказа. Болезнь испортила кожу его лица». Так написано в Новом Завете, переписанном по системе упрощенного текста.

Пишите без образов

Везде используются образы и метафоры. Но дети, да и вообще читатели со слабым интеллектом, воспринимают их буквально. Например, «борьба за мир» воспринимается, как будто кто-то кого-то бьет кулаками. Необходимо все описывать очень конкретно.

Будьте внимательны

Некоторые образы и метафоры используются так давно, что никто уже не думает о том, что они могут быть двусмысленными. «Он – большой художник». Если читать это выражение конкретно, оно будет означать, что художник был очень высокого роста, а не то, что он был известным художником. Тщательно продумывайте использование слов. Размышляйте, что это слово может обозначать, если толковать его конкретно, как это делают наши подопечные.

Пишите конкретно

Писать конкретно часто означает, что надо знать больше, чем, если пишешь абстрактными выражениями. «Бандиты вооружены» – какое у них было оружие? Нам приходится гадать, что именно у них с собой было, так как слово «вооружены» мало что нам говорит.

Повторяйте слова

«Петр Кузнецов идет по лесной тропинке. Вдруг на него нападает лиса. Лиса кусает его за ногу. Петр Кузнецов поднимает с земли палку и прогоняет лису». В этом рассказе можно было бы несколько раз заменить слово лиса словом «ее» или добавить описания «рыжая лиса», «хитрая лиса». Но тогда текст стал бы сложнее. Именно повторение слов помогает понять текст, и особому ребенку не приходится догадываться, что разные описания и слова на самом деле подразумевают одно и то же.

Не используйте ненужные цифры

Например, в газетах часто пишут: «На демонстрацию вышло почти 10000 человек». Мы можем толковать эти цифры при помощи наших знаний об окружающем мире. Ребенок со слабым интеллектом не знает того контекста, который необходим для правильного понимания данной информации. Часто ему сложно воспринять многозначные числа. Если необходимо  включить числа, то надо написать конкретное число и затем дополнить словами «больше, меньше много, мало, лучше» и т. д.

«Члены футбольного клуба пришли на совещание.

Пришло 145 человек.

Это очень много.

Не хватило стульев.

На предыдущее совещание пришло всего 70 человек»

Пишите в активной форме

Пишите, кто что делает, а не что сделано кем. Вместо «Педагогам повысили зарплату» пишите «Правительство выделило больше денег педагогам». Пассивная форма делает текст более сложным и абстрактным.

Избегайте использования придаточных предложений. Лучше разделить предложение на несколько коротких.

Пишите рядами

Чтобы текст был доступен проблемному ребенку, он должен выглядеть следующим образом.

Пример текста

Многие читатели не воспринимают точки и запятые.

Они продолжают читать без перерыва.

Поэтому упрощенный текст пишется следующим образом,

с неровным правым маргиналом.

Всегда начинают с нового ряда после точки,

и длинные предложения делятся в естественном месте.

Между каждым абзацем пустой ряд.

Это помогает читателям почувствовать ритм чтения

и держать паузу в правильном месте.

К тому же страница выглядит менее компактной.

Это помогает тем, кто не привык читать.

Пишите аккуратно

Используйте обычный размер букв, 12-14 пунктов. Большие буквы особому ученику сложнее читать. Расстояние между рядами должно быть 1,5 или 2. Используйте обычные шрифты, их легче всего читать. Не применяйте подчеркнутые, выделенные буквы или наклон. Сочетания букв "т. д., пр." – тоже сложно понять, если не знаешь, что это сокращения. Избегайте сокращений, пишите слова целиком.

Особый ученик должен быть обучен чтению. Это расширит его кругозор, что полезно для адаптации в мире.

<>

Комментарии   
Ольга
0 #1 Ольга 28.05.2011 16:17
Галина, огромное спасибо за Ваш сайт! Он очень полезен для родителей особых детей. Ведь такие детишки достойны лучшего! И любить, и воспитывать, и обучать этих малышей надо наравне с обычными ребятами. Желаю Вам успехов в ваших начинаниях! :)
Цитировать
Добавить комментарий