Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Рис. 1. Смотри на меня как на равного!Обычные дети развивают своё понятие пространства через активность, игру и исследования. Особый ребёнок находится в состоянии застоя и остаётся пассивным. Метод "активного обучения" особого ребенка Лили Нильсен помогает преодолеть такое состояние и более активно продвигаться по пути социализации.

 Для пространственного развития особых детей есть специально разработанные тренажёры:

  1. "маленькая комната",
  2. "жилет активности",
  3. "прыгунки".

Автор тренажеров для особых детей – Лили Нильсен – датский детский психолог и педагог, развила методику "активного обучения". Философия "активного обучения" достаточно глубокая и поучительная и базируется на двух моментах:

  1. активизации сенсомоторного развития особых детей с ограниченными возможностями;
  2. расширения их самостоятельности.

Лили Нильсен говорит, что каждый ребёнок может чему-то научиться сам. Он учится от своей собственной деятельности и в той окружающей среде, в которой находится. И особый ребенок не исключение. Обучение происходит, если условия благоприятные.

Хорошо подошла к этому методу китайская пословица: "Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю".

Тренажеры для особого ребенка

"Маленькая комната"

"Маленькая комната"

"Маленькая комната"

"Маленькая комната", представляет собой небольшой домик, с тремя стенками и потолком. Она может строиться в разных размерах, есть несколько моделей (в см):

  1. 60-30- 60;
  2. 60-60-60;
  3. 120-30-60.

С помощью специальных отверстий к стенам и потолку прикрепляются на резинках различные предметы обихода, которые привлекают внимание, обоняние и слух особого ребёнка. Ими могут быть связка ключей, мочалки разной формы и материала, выключатели, щётки, шуршащие и блестящие поверхности, пластиковые бутылочки или яркие мешочки с наполнителями, чтобы издавать звуки и аромат, светящиеся шарики, ребристые поверхности и многое другое.

С помощью "маленькой комнаты" создаётся благоприятная среда для особого ребёнка, которую он обследует и исследует. Этот тренажёр развивает понимание пространства и себя в пространстве, обучает осознанию тела, пониманию себя, как личности. Особый ребенок узнаёт предметы, которые окружают его в повседневной жизни, знакомится с их свойствами. Дотягиваясь до предметов и захватывая их, особый ребёнок развивает собственную двигательную активность. Очень хорошо развивается речь! Для некоторых детей "маленькая комната" становится первой ступенькой к познанию мира от "неосознанного к осознанному".

"Маленькая комната" особенно хороша для детей, ограниченных в движении, например, с ДЦП. В методике Лили Нильсен по этому поводу говорится так: "Если я не могу подойти к комнате, то пусть комната подойдёт ко мне".

Особый ребёнок укладывается на фанерную подставку, на полу и поверх него ставится этот "домик". Всего должно быть пятнадцать предметов, расположенных близко. Они должны быть для особого ребёнка доступными, узнаваемыми, некоторые одинаковыми (чтобы научиться понятию количества), яркими. Предметы должны быть хорошо видимыми, небольшими, чтобы удобно было их захватывать. Можно в пакетик, перчатку или мешочек насыпать кофе, лаванду, чтобы ребенок чувствовал запах. Можно повесить "чупа-чупс" - особый ребёнок будет высовывать язычок, чтобы лизнуть. Пластиковые бутылочки можно наполнить холодной и тёплой водой, ребёнок почувствует разницу температуры. Обязательно соблюдать гигиену в этой комнате, мыть предметы хозяйственным мылом, чтобы они были чистыми.

Особый ребёнок находится в среде, в которой подготовлены условия для её изучения. Взрослый в это время не должен навязывать своё, а позволить особому ребёнку самому быть любопытным. Не мы руководим игрой, а сам ребёнок проявляет инициативу, обследует и исследует. В это время взрослый только наблюдает, как особый ребёнок захватывает предмет, какие предметы вызывают у него наибольший интерес, чем он может или не может пользоваться, какие из предметов уже не вызывают интереса и стоит заменить их новыми. Кроме детей с церебральным параличом "Маленькая комната" также подходит детям со сниженной двигательной активностью, слабовидящим и слепым.

Такая комната заинтересует любого дошкольника. В этом случае тренажёр устанавливается по-другому, и ребёнок может сидеть и самостоятельно изучать наполнение комнаты.

"Жилеты активности"

Кроме "маленькой комнаты" есть ещё "жилеты активности". "Жилет активности" изготовлен для особого ребенка, чтобы его активизировать, и, чтобы использовались руки в срединной линии тела. "Жилет активности" может использоваться особыми детьми, которые лежат на спине, сидят в инвалидном кресле, или являющиеся стоячими или ходячими. На жилетах нашиты различные предметы по такому же принципу, как и в "маленькой комнате". Особый ребёнок интересуется предметами, пытается манипулировать ими, выполняя различные действия, например, щёткой или ключами. Развивается  фантазия, он задействует эти предметы в свою игру.

"Прыгунки"

Следующий тренажёр – "прыгунки". Они похожи на прыгунки для еще не научившихся ходить ребятишек раннего возраста. Существует в трёх размерах для особых детей разного возраста и комплекции.

Чтобы пользоваться этим тренажером к потолку комнаты крепится обыкновенный рельс. Монтируется 50-60 см от стены. Ребенок закрепляется ремнями, как парашютист. С помощью подъемника он поднимается вертикально, а после занятия опускается. Создаётся стимулирующая среда вокруг особого ребёнка и для рук, и для ног. Например, под ноги можно положить ребристый пластмассовый коврик, насыпать песок, гальку и др.  Это будет стимуляция для ног. Можно поставить стол , за которым особый ребенок будет работать или мольберт для рисования и т.п.

Здесь взрослому также  нужно быть активным наблюдателем, выполнять гигиенические требования. "Прыгунки" способствуют снятию мышечного напряжения, нормализуют циркуляцию крови, улучшают пищеварение и деятельность дыхательных органов. Даёт предпосылку научиться ходить. Все тренажёры современные, лёгкие в употреблении, причём  жилеты можно сделать самим в  домашних условиях.

 Автор: Надеждина Наталья Николаевна - воспитатель Центра социальной помощи семье и детям.

Комментарии   

Оля
0 #5 Оля 12.10.2013 18:31
Да, родителям, у которых детки не такие, как все, приходится на много больше уделять внимания своим детям, больше дарить заботы и любви, чтобы детки чувствовали себя уверенно и комфортно. Хорошо, что есть на планете добрые люди, не равнодушные к чужим проблемам.
Цитировать
Виолета
0 #4 Виолета 10.10.2013 22:29
Хорошо, что есть такие тренажеры помогающие в развитии ребенка, хотя безусловно многое зависит от родителей, от их терпения и настойчивости
Цитировать
Арина
0 #3 Арина 10.10.2013 22:24
Как хорошо, что есть такие неравнодушные люди, как Лили Нильсон, благодаря которой у особых деток появилась "маленькая комната", "жилеты активности", прыгунки и прочие приспособления, позволяющие им быстрее адаптироваться
Особым деткам приходится сложнее в этом мире. Но если уделять им больше внимания и любви , и заботы, и заниматься с ними с помощью таких замечательных приспособлений, можно добиться очень хорошего прогресса.
Цитировать
Людмила
0 #2 Людмила 10.10.2013 07:17
Когда наши дети были маленькими, купить прыгунки было настоящей проблемой. Муж мастерил их самостоятельно из длинных резинок, которые крепил к потолку.
Цитировать
Аленка
0 #1 Аленка 08.10.2013 19:00
Как хорошо, что в наше время есть такой прогресс. Главное чтобы у родителя было желание, и не опускались руки заниматься ребенком.
Цитировать

Добавить комментарий


Галина Logo mama-pomogi.ru