Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Школьные психологи часто сталкиваются с проблемой предметной, в частности математической тревожности.

Содержание

  1. Математическая тревожность
  2. Устный счёт

Математическая тревожность

Математическая тревожность встречается довольно часто, бывает в небольших количествах у любого человека. Например, школьник по болезни пропустил тему и будет беспокоиться, пока не разберётся.

Мы говорим о выраженных формах математической тревожности. Проще говоря, проблемы с математикой частенько возникают не от того, что ребёнок не от природы не соображает, а от тяжёлого беспокойства.

Вызывают меня к доске, дают простейшее задание, а у меня пот по спине и руки трясутся. Начинаю заикаться, на простейший вопрос ответить не могу, думать не могу. 

Сущность сильного беспокойства: энергия идёт не на задачу, а на преодоление страха. Математическая тревожность имеет склонность к нарастанию. Школьник что-то не понял в первом классе, во втором ещё хуже и так далее. Классу к шестому – седьмому до родителей доходит, и приглашается репетитор.

Как бороться с сильным беспокойством?

Как помочь ученику, попавшему в критическую ситуацию? Важна хорошая подготовка к школе по операциям с цифрами. У многих этого нет. Психологи предлагают следующее.

Снизить сложность задач

Убрать пробелы в школьных знаниях. Это очень важный пункт. Может быть не все пробелы, но так, чтобы школьник приобрёл уверенность.

Ещё один приём: проходить школьную программу вперёд. Полезно детям медлительным. На уроке материал даётся на средний уровень. Медленно соображающий ученик не успевает понимать его в основном темпе класса. Часто он весь урок ничего не слышит, потому что напрягается, пытается что-то понять, однако тревога – не даёт. При объяснении темы наперёд хоть чуть-чуть ситуация меняется. Ученик слышит, решает задачи. Появляется уверенность.

Надо поднять самооценку ребёнку

Надо научить малыша или подростка не бороться со страхом, а силой воли переключить внимание на предмет, сконцентрироваться на происходящем в классе.
Родитель скажет: мне, неспециалисту, как это всё сделать? Все эти проблемы решают вычисления в уме. С ним полезно начинать работу уже с дошколятами.

Устный счёт

Предположим, ваш ученик 2 класса имеет проблемы с математикой – снижаем класс. Работаем как с первоклассниками (а то и дошкольниками), потихоньку усложняя материал, чтобы школьник достиг лёгкости в счёте на наличном уровне. Скажем,

  1. освоил действия сложения и вычитания в пределах первого десятка,
  2. переходим ко второму – решаем примеры типа 10+N=Z (10+7=17, 17-7(10)=10(7),
  3. действия с переходом через десяток,
  4. умножение/деление (при наличии в программе обучения)

Даём лёгкие задачи для приобретения уверенности. Учим побеждать.

Как устный счёт поможет при математической тревожности

Устный счёт развивает

  1. внимание,
  2. оперативную память,
  3. скорость мышления.

Внимание

Почему не рекомендуется записывать при вычислениях в уме или опираться на уже написанные примеры? При записи школьнику не нужно запоминать условие. Он может легко отвлечься на посторонние стимулы, вернувшись решать с места отвлечения. Если приходится держать условие в памяти, то отвлечься уже нельзя, всё забудешь. Происходит концентрация на задаче в течение всего решения. Отвлёкся – забыл. Тренировка вычислительных навыков прекрасно развивает объём и концентрацию внимания.

Однако есть случаи, когда поначалу можно писать. Например, шестиклассник никогда не занимался устным счётом. Сосредоточиться сразу трудно, даём письменную опору. Но это только поначалу.

Оперативная память

Как с оперативной памятью? Оперативная память обслуживает умственные процессы, протекающие здесь и сейчас. Для решения задач до выпускного класса именно она и требуется.

Как заниматься вычислениями?

Как научить ребёнка быстро считать. Обычный ответ: тренироваться. Занимаясь с учеником тренировкой навыка каждый день по 5 минут, вы научите его очень быстро считать. Только у одного ребёнка из 100 это будет не так. Там другие проблемы. Просто решайте примеры.

Вычислениями в уме надо заниматься не только при отставании, но и опережении учеником одноклассников по математике. Благополучному школьнику тоже должно быть немного трудно, иначе он перестанет развиваться.

Нужно ли объяснять приёмы устного счёта?

Подходы разные. Большинство математиков считают, что ребёнок должен считать так, как ему удобно. В процессе тренировок у него вырабатываются свои вычислительные приёмы. Время от времени задавайте ученику или дошкольнику (с кем работаете) вопрос: а как ты посчитал; а я вот так посчитала. Это хорошая пауза для отдыха в процессе устного счёта.

Но все соглашаются, что какие-то простые приёмы удобно показать. Например, 99х5=? можно перемножать прямо, а можно представить 100х5-5. Имея собственные приёмы ребёнок с удовольствием их совершенствует. Но в любом случае считать лучше как удобно. (Не все учителя согласятся)

Ещё раз обращаю внимание взрослых: очень осторожно, дозировано повышайте нагрузку. Пять минут не отвлекаться, сосредотачиваясь на работе, большая нагрузка. Подчёркиваю: БОЛЬШАЯ. Пишу о технике безопасности, потому что родители порой меры не знают. Если взрослого заставить считать в уме 40 минут, то его придётся после занятия отмачивать в ванной и откармливать мороженным. Всё полезно в меру.

Нельзя подгонять, требовать вычислять быстрее при отсутствии у ребёнка навыка. Пускай считает в своём темпе. Результат дадут только систематические занятия.

В каком возрасте лучше начинать занятия устным счётом?

В любом, ограничений нет. Но чем младше школьник, тем больше шансов у него считать быстрее. Для взрослых устный счёт – прекрасная профилактика старческого слабоумия и сохранения умственной активности. Есть виртуальные программы в интернете для тренировок взрослых людей.

Автор Обнорская Галина - педагог-психолог высшей квалификационной категории

Комментарии  

0 # Иннокентий 27.03.2017 11:54
Интересный термин - "математическая тревожность") как-то не задумывался, что у этого состояния есть сооветствующее название..
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Светлана 02.04.2017 05:55
Хорошая статья про устный счёт. И считаю большой ошибкой внедрение в школы калькуляторов уже с первого класса. Дети сами перестают считать, надеются на машинку.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Татьяна 02.04.2017 09:44
Великолепная статья. Все написано методически грамотно. Именно так, с опережением в получении знаний, занимаются отличники. Устный счет нужен всем: школьникам и взрослым. Моя знакомая, работая главбухом, говорит, что устно разучилась считать. Тренировка, повторение - залог успеха в любой дисциплине.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий